Органическое сельское хозяйство

1 января 2020 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон), который регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции, устанавливает основные требования к подтверждению соответствия, введения специальной маркировки продукци, создания Единого государственного реестра производителей органической продукции и их государственной поддержки.

Согласно статье 4 Закона при производстве органической продукции необходимо соблюдать следующие основные требования:

1) обособление производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической;

2) запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;

3) исключение применения трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов;

4) запрет на использование гидропонного метода выращивания растений;

5) запрет на применение ионизирующего излучения;

6) применение для борьбы с вредителями, болезнями растений и животных средств биологического происхождения, а также осуществление мер по предупреждению потерь, наносимых вредными организмами растениям или продукции растительного происхождения, которые основаны на защите энтомофагов (естественных врагов вредителей растений), выборе видов и сортов растений, подборе севооборота, оптимальных методов возделывания растений и методов термической обработки органической продукции;

7) подбор пород или видов сельскохозяйственных животных с учетом их адаптивных способностей и устойчивости к болезням, создание условий, способствующих сохранению их здоровья, ветеринарному благополучию, естественному воспроизводству, и обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических показателей их содержания;

8) использование пищевых добавок, технологических вспомогательных средств, ароматизаторов, усилителей вкуса, ферментных препаратов, микроэлементов, витаминов, аминокислот, предусмотренных действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;

9) применение биологических, в том числе пробиотических, микроорганизмов, традиционно используемых при переработке пищевых продуктов, использование мер защиты продукции животного происхождения от микробиологической порчи, основанных на взаимодействии микроорганизмов в естественной природной среде;

10) запрет на смешивание органической продукции с продукцией, не относящейся к органической, при хранении и транспортировке органической продукции;

11) исключение использования упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе использования поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары.

При переходе к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции устанавливается переходный период, в течение которого обеспечивается внедрение правил ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции, установленных действующими в Российской Федерации международными,  межгосударственными и национальными стандартами в сфере производства органической продукции.

Время переходного периода от традиционного к органическому сельскому хозяйству определяется инспектором органа по сертификации.

Переходный период в растениеводстве составляет от одного года (если пестициды не использовались в хозяйстве больше трех лет при условии дополнительных анализов) до трех лет (если пестициды использовались в течение последних трех лет). Период, непосредственно предшествующий дате начала переходного периода, также может быть включен в переходный период в следующих случаях:

- к земельным участкам применялись меры, разрешенные в органическом производстве и исключающие использование на этих земельных участках средств и веществ, запрещенных в органическом производстве, что подтверждается соответствующими документами;

- земельные участки не обрабатывались средствами и веществами, запрещенными в органическом производстве, в течение не менее трех лет, что подтверждается соответствующими документами.

Продукцию, произведенную в переходный период, запрещается маркировать и реализовывать как органическую продукцию.

Право сертифицировать производителей органической продукции имеют органы по сертификации, которые прошли аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация) на соответствие межгосударственного стандарта стран СНГ - ГОСТ 33980-2016  Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации.

Нормативно-правовое регулирование органического сельского хозяйства в Российской Федерации обеспечивают также национальные стандарты:

- ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»,

- ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации» и санитарные правила

- СанПиН 2.3.2.2354-08 Дополнения и изменения № 8 к СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.

Подтверждение соответствия органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации.

В Российской Федерации три организации имеют право проводить сертификацию на выпуск продукции органического производства, в том числе:

- Филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Воронежской области (аккредитован по растениеводству), г. Воронеж;

- АНО «Роскачество» (аккредитован по растениеводству, животноводству, переработке продукции), Москва;

- ООО «Органик эксперт» (по растениеводству, животноводству, переработке продукции), Москва.

В Санкт-Петербурге органов по сертификации, аккредитованных на соответствие ГОСТ 33980-2016, на право проводить сертификацию на выпуск продукции органического производства, на сегодняшний день нет.

Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства Ленинградской области имеют право обратиться с заявкой на сертификацию своего производства с целью возможности выпуска продукции органического производства в любой из вышеперечисленных органов по сертификации.

Обновлено 30.10.2020